независимая газета
25 октября 2006 года
восточный регион Самарской области
Самарская область
Куда катится животноводство
Опрос:
Есть ли водители, соблюдающие правила дорожного движения?
О.ЧЕВОЛДАЕВА
«Не сдаваться!»
Обновление по четвергам
О.ЧЕВОЛДАЕВА, Кинель

«Не сдаваться!»

Такой девиз у кинельчанина Виктора Лазюка

В предисловии к своей книге (второй по счёту) «Пространство любви и памяти» Виктор Иванович написал:
«Должен я шагнуть и крикнуть:
«Вперёд!», «Ура!» или «Прощайте!»
Или порыву, пульсу дать утихнуть?
Нет, не сдаваться -
Leben weiter! Leben weiter!
Leben weiter (нем.) - жить дальше». И продолжил: «Эти строчки из записной книжки 70-х. Время юности, увлечения спортом, КВНом, подготовки к сдаче кандидатских экзаменов по философии, немецкому языку. Любовь к девушкам, диалектическая борьба их количества с качеством на фоне удивительных декораций природы посёлка СХИ. Время полусознательных поисков в себе и творческих мук стихосложения.
…Этот сборник - своеобразная перепись населения, перекличка в хрупком изменчивом мире, который, как мозаика, складывается из Уголка Детства, Поля твоей рабочей деятельности, Территории Семьи, Арены Спорта, Зоны личных бедствий, Островов Любви, Надежды и Веры, Заповедника Добра».
За яркой «мозаикой» 70-х последовали не менее насыщенные 80-е и 90-е. Шестнадцать лет работы в старейшей, некогда железнодорожной, школе Кинеля №46 (сейчас №10). Фонтанирующий идеями Лазюк не мог жить спокойно. Это он, как организатор внеклассной работы, несколько лет подряд проводил карнавальное шествие выпускников по улицам города. И Кинель мог прославиться своими карнавалами гораздо раньше, чем Самара. Не прославился. Карнавалы успешно «похоронены», как и многие другие начинания Виктора Ивановича. Когда-то в 46-й школе существовал детский театр ЮВЕНАЛ (Юность, ВЕра, НАдежда, Любовь). Двенадцать лет выходила школьная газета «Круговерть» (издаваемая типографским способом), вместе с видеостудией объединённые в ШИну (школьное информационное агентство). В те годы о школьных медиацентрах и слыхом не слыхивали. Ничего этого сейчас в школе нет. И Виктор Иванович больше в школе не работает. Уходя, он совершил Поступок: забрал все газеты, альбомы, видеокассеты - практически весь школьный архив, и сказал: «Верну, когда школьный музей займёт более достойное помещение, чем бывший туалет».
О Зонах личных бедствий Виктор Иванович, как и подобает настоящему мужчине, говорит неохотно. Его всё ещё волнуют проблемы российского образования: «Все наши беды - национальные, патриотические, демографические - оттого, что мужчины ушли из школы. Назовите хоть одну женщину, которая оставила след в педагогике? Нет таких. Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Звонков - только мужчины. Пожалуйста, конкретный пример: ушёл учитель-«трудовик», - и мальчики на уроках труда плетут макрамэ. Каких призывников после этого получит армия? В российской школе работают 98% женщин - это национальная катастрофа. А в обществе, если и знают об этой проблеме, то не придают ей должного значения. Да мужиков в школу надо посылать, как в своё время 25-тысячников в колхозы».
Как школа без Виктора Ивановича - не знаю, а он без школы пытается жить дальше. Подготовил к печати свою третью книгу: стихи, воспоминания и столь любимые им письма до востребования - форма публицистических выступлений, которые обязательно будут востребованы, - под общим названием «Я сказал, и этим облегчил свою душу». Очень увлечён организацией экскурсионного бюро. Когда-то в школе пытался ввести в практику экскурсионный метод обучения - ЭМОДа - как составную часть воспитания. Лазюка поддержал руководитель МУП «Кинельавтотранс» Алексей Евдокимов, и он реализовал эту идею, правда, уже не работая в школе. Виктор Иванович возит детей на экскурсии в Тольятти и Самару. Обратился с письмом к президенту, предложил ещё один национальный проект, чтобы каждый ребёнок из провинции мог бы посетить Москву и Петербург. Он живёт дальше.
Rambler's Top100
ДАЧНИЦА - газета для дачников, садоводов и огородников
Hosted by uCoz